История школы
 

                                                                          Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                                                         "Ялтинская средняя школа №6" (МБОУ "ЯСШ №6)

                                                                                ...лучшая школа та, в которой учится Ваш ребенок   

История школы

 

 

 

Среди множества других ялтинских жителей семья Фьерфор ничем особенным как будто и не отличалась. Ну, разве что созданием первой рекламной газеты города, да первой ялтинской частной женской гимназии, которая в 2013 году вступила во второй век своего существования.

Дом Г.П. Фьерфора располагался в Заречье, за Ливадийским мостом, лесным складом Прика, выходя одной стороной на улицу Гоголевскую, 16, второй - на Воронцовскую, 11, в районе нынешней проектной организации, агентства недвижимости и улицы Заречной. Георгий Павлович Фьерфор построил пешеходный мост через речку Учан-Су против своего дома, который и сегодня соединяет Пушкинский бульвар и улицу Гоголя в районе дома №18. Это ли ни пример для нынешних состоятельных граждан!

                   

                       

 

Дочь Г.П. Фьерфора, Вера Георгиевна, решила создать в Ялте частную женскую гимназию.

Располагалась гимназия в доме Петра Ивановича Семенченко-Доценко на ул. Боткинской, 10. Сегодня здесь находится один из корпусов ялтинской средней школы №6. По воспоминаниям старожилов, в свое время это было очень красивое здание с деревянными резными верандами, увитое глицинией. В дом вели два парадных входа. Один из них – сегодняшний вход в школу, второй был утрачен. Вера Георгиевна являлась учредительницей-содержательницей и одновременно преподавала французский язык. Ближайшим ее сподвижником стал князь В.Н. Черкезов. Не смотря на звучный титул и должность грузинского консула в Ялте, князь был небогат – работал учителем в мужской гимназии. Однако искреннее желание принести пользу обществу на ниве народного образования постоянно подвигало его к участию в образовательных пректах. Так В.Н.Черкезов оказался в гимназии Фьерфор.

Местные газеты начали публиковать объявления о наборе в гимназию учениц. В результате, согласно данным «Памятной книжки Одесского учебного округа на 1913-1914 учебный год» 22 сентября 1912 года в городе открылось частное «Женское училище II разряда без всяких прав для учащихся» на 34 ученицы, заведовала которым В.Г.Фьерфор.

Определение нового учебного заведения как «училища без всяких прав для учащихся» звучит жутковато. На самом деле, в нем существовала упрощенная программа с облегченным надзором за учебной частью, не дававшая выпускницам право на поступление в вуз - что-то вроде домашнего образования. Не обучались в таких училищах также иногородние, так как здесь не выдавались документы на право жительства в данной местности.

Уже на следующий год после образования гимназии  к Вере Георгиевне стали  отдавать своих дочерей многие состоятельные ялтинцы, поскольку заведение  позиционировалось в городе как своеобразный пансион благородных девиц. Сохранились свидетельства учебы в гимназии нескольких бывших ее воспитанниц, потомки которых сегодня разбросаны по всему миру. Ученицы хорошо владели французским языком, что позднее, в голодные 20-30-е гг. помогало многим выжить, работая учительницами. Несмотря на всю свою строгость, мадам Фьерфор относилась к ученицам весьма доброжелательно, старательно обучала их хорошим манерам. До преклонных лет ее воспитанницы сохранили умение изысканно одеваться, любили носить шляпы, которые весьма необычно смотрелись на фоне простой публики, ходили на церковную службу, пели в хоре.

В гимназических дневниках девушки отмечали все важнейшие моменты своей жизни: расписание уроков, экзаменов  и дежурств, школьные отметки, фамилии «начальствующих лиц» и учеников гимназии, перечень «учебных руководств и пособий», каталог прочитанных книг, посещения театров и концертов. Здесь имелись списки основных вех российской истории, родословная русских царей, грамматические и арифметические правила, перечень праздников, ноты, даже список доходов и расходов с рубрикой «кто мне должен и кому я должен» и сравнительные таблицы золотого рубля по отношению к другим мировым валютам!

В гимназии изучались  Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский, латинский языки, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, география, история, физика, космография, законоведение, естественная история, философия, логика, дидактика, черчение, чистописание, рисование.

Поскольку гимназия была частной, Вера Георгиевна, чтобы выделить своих воспитанниц среди  прочих ялтинских учениц, придумала для них очень красивые форменные платья из шерстяной ткани насыщенного голубого цвета.

 

На следующий год статус училища Веры Георгиевны  повышается – его уже вносят в путеводитель-справочник по Ялте и определяют как «женское 4-х классное училище с курсом женской гимназии Министерства народного просвещения» и позиционируется в городе как своеобразный «пансион благородных девиц»

В первом полугодии 1915 года в гимназии уже имелось пять классов, и даже в официальных документах училище стали именовать «частной женской гимназией Фьерфор».

Несмотря на нестабильную политическую обстановку в стране и в городе, Вера Гергиевна  Фьерфор продолжала твердой рукой вести свой гимназический корабль и в сентябре 1917 года занятия начались вновь. Учебный год проходит под аккомпанемент ружейной стрельбы и перманентного затишья, город переходит от белых к безвластию, от безвластия под контроль «какого-то Орлова». При этом занятия в гимназии продолжаются.

К этому времени из училища II разряда гимназия Фьерфор «доросла» до 8-классной гимназии и получила соответствовавшие своему уровню права. В Одесском учебном округе 14 октября 1920 года она числится уже как «Частная женская гимназия В.Г.Фьерфор с полными правами». Таким образом, ее выпускницы теперь имели право поступать в высшие учебные заведения.

Частная гимназия В.Г. Фьерфор продолжала работать даже  после окончательного установления в Ялте советской власти, до середины 1921 года. Однако потом ее все-таки закрыли, ученицы были вынуждены доучиваться в других учебных заведениях или вовсе прекратить образование, а в национализированном здании открылось окружное коммунальное управление.

Во второй половине 1920-х г.г. в здании нынешней школы разместилась «Ялтинская туберкулезная санатория». Землетрясение 1927 года значительно повредило здание. Особенно ощутимый урон понес главный фасад , а также верхние этажи здания.

В 1932 году здесь открывается Ялтинская русская средняя школа №2. В 1941 году десятиклассники почти сразу после выпускного вечера отправились на фронт, позже их назвали «огненным выпуском». В годы Великой Отечественной войны в здании размещался лагерь для советских военнопленных.

С 1 октября 1944 года школа была реорганизована в среднюю школу (Женскую) №2. Тогда за парты сели 343 ялтинские девочки.

В соответствии с постановлением Совета Народных комиссаров РСФСР № 801 от 11.12.1948г. и Крымского Областного отдела народного образования №9 от 09.01.1946г. школа с 1-го марта 1946 года была переименована в среднюю женскую школу №6.

 

1 сентября 1952 года школе присвоено имя академика Потёмкина Владимира Петровича (1874 – 1946 г.г.), выдающегося дипломата и учёного-историка и  Народного комиссара просвещения РСФСР (Российской Социалистической Федеративной Советской Республики) 1940 – 1946г.г.

Ялтинская средняя женская школа №6 была подшефной школой Академии педагогических наук.

 

С 1 сентября 1950 года, в соответствии с инструкцией Министерства просвещения в школе вводится двухгодичное обучение учащихся по специальности медицинская сестра и линейный надсмотрщик связи. Выпускникам в соответствии с решением квалифицированной комиссии вручают свидетельство о присвоении квалификации медицинской сестры и звание линейного надсмотрщика связи. С 1 сентября 1959 года по 1993 год учащиеся получали свидетельства о присвоении им профессии.

Смешанное обучение девушек и юношей было введено в школе с 1954 года. Приблизительно с 1941 года школу окончили 4200 выпускников, из них 210 – с золотой медалью, 132- с серебряной.

 

 

"Школа для нас была вторым домом, она отличалась от других каким-то уютом и чистотой,в ней царила атмосфера доброты и взаимного уважения",- вспоминает бывший директор школы Римма Николаевна Денисович.

Внеклассной работой руководил комитет комсомола. Вот как была организовано школьное самоуправление: комитет комсомола отвечал за политмассовую, учебную, культмассовую и спортивную работу, учком (ученический комитет) – за учебную и хозяйственную деятельность. Старшие классы шествовали над средними, средние – над младшими, а ещё был институт пионервожатых. Учащиеся начальной школы были октябрятами, средней – пионерами, в четырнадцать лет желающие становились комсомольцами. Посвящение в октябрята и пионеры происходило на торжественной линейке и запоминалось на всю жизнь. Таким образом осуществлялась преемственность поколений, и школа превращалась в большую семью со своими традициями, правилами и требованиями. "Не обижай людей", "Помоги слабому","Подставь плечо нуждающемуся в помощи"  простые заветы незаметно превращались в руководство к действию.

В школе были отличный хор, драматическая студия, великолепный хореографический ансамбль; проводились новогодние маскарады, фестивали и праздники; ставились спектакли и литературно-музыкальные композиции. Летом старшеклассники выезжали в лагерь труда и отдыха, а ещё были традиционные поездки в Москву, Киев, Ленинград. Особую роль играла общешкольная газета "Победа" и всевозможные выставки и конкурсы. 

В 60-ые годы школа славилась своей художественной самодеятельностью. О спектакле «Пушкиниана», поставленном Ириной Михайловной Ануфриевой, знал весь город, его играли на профессиональной сцене театра им. А.П. Чехова, а артистами были ученики нашей школы. Со времен Зинаиды Любченко в школе работает театральная студия, среди руководителей которой важную роль сыграл бывший ученик СОШ № 6 и выпускник  Щукинского училища, режиссёр Валерий Николаевич Рюмин.

 

        С 2000 года школа называется СОШ (средней общеобразовательной школой) I – III ступеней № 6.

   

        С 15 ноября 2006 года ЯОШ (Ялтинская общеобразовательная школа) I-III ступеней №6.

   

        С 15.01.2015 года-Муниципальное казенное образовательное учереждение "ЯОШ №6"

 

        С 01.01.2017 года- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

        "Ялтинская средняя школа №6"  (МБОУ "ЯСШ №6").

 

В настоящее время учреждение является базовым центром в перечне школ, реализующих Программу Региональной модернизации образования Республики Крым.

В школе обучаются 890 учащихся в 24 классах. Положительная динамика количества обучающихся говорит о высокой степени доверия родителей педагогическому коллективу, который ныне представляют 18 учителей высшей квалификационной категории, 16 – первой квалификационной категории, 11 молодых  педагогов, а также 2 отличника образования, 1 заслуженный работник образования Республики Крым.

Родители участвуют в деятельности образовательного учреждения в рамках работы Совета школы и родительских собраний.

 

Основные направления деятельности учреждения:

В образовательной деятельности учреждения реализуются следующие программы:

  • Программа повышения качества образования в школе (уровень ОО);
  • Муниципальная программа «Развитие образования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2018-2020 годы» (муниципальный уровень);
  • Программа деятельности базового центра –МБОУ «ЯСШ № 6» (региональный уровень);
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (уровень РФ).
  • МБОУ «ЯСШ № 6» реализует программу развития "От успеха в школе – к успеху в жизни!».

 

Начальное общее образование

Девиз начальной школы: «Не знаешь – найди способ вспомнить, узнать!».

В 1 – 4 классах ведущей деятельностью является творческо – познавательная. «Изюминкой» начальной школы можно назвать то, что родители – главные соратники педагогов. Взрослые и дети взаимодействуют, реализуя творческие проекты: экологическая акция – посадка растений, Ярмарка, Масленица. Учителя начальной школы ежегодно проводят открытые уроки с демонстрацией успехов каждого ученика.

В начальной школе на основе сетевого взаимодействия с МБУДО «ДЭЦ» осуществляется дополнительное образование детей в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» по программе естественнонаучной направленности «Биология для любознательных в пазлах»                                   

Основное общее образование

Девиз основной школы: «Тот, кто знает «зачем», обязательно придумает «как»!».

Сбалансированный учебный план, интеграция урочной и внеурочной деятельности обеспечивают индивидуальные образовательные траектории  обучающихся 5 – 9 классов в рамках «Школы сопровождения» по русскому языку, иностранным языкам (английскому, французскому), математике, физике. Для учащихся 5 – 8 классов открыта «Проектная мастерская», для девятиклассников – «Лаборатория точных наук», «Лаборатория гуманитарно – филологических проектов» и «Лаборатория здоровьесберегающих проектов», организован олимпиадный практикум.

Занятия в «Клубе весёлых и находчивых», в детском обьединении РДШ «Юный эколог» позволяют ребятам совершенствовать культуру самовыражения, формирования собственного мнения. 

 

Среднее общее образование

Девиз средней школы: "Мы делаем будущее уже сегодня!"

Особенность средней школы заключается в единственности 10 и 11 классов. Учащиеся имеют возможность углубленного изучения русского языка и математики, продолжения занятий в «Школе сопровождения», «Лаборатории проектов», получения олимпиадного практикума в 10 классе универсального профиля по общеобразовательной траектории, а также реализации альтернативного образовательного спроса по математике, литературе, обществознанию, физике в 10, 11 классах.

 

Достижения учреждения 2019-2020 г.г.

Крепкий профессиональный педагогический коллектив школы служит гарантом качественного образования.

Дипломант 3 степени 2 этапа соревнований «Белая ладья»

Дипломант 3 степени Республиканского заочного конкурса работ юных фотолюбителей «Крым-полуостров мечты»

Дипломант 1 степени Республиканского патриотического конкурса детского творчества «Ради жизни на Земле»

Дипломант республиканского дистанционного конкурса семейного творчества «Рисуем дома День победы»

Дипломант 3 степени V всероссийского конкурса рисунка «Базовые национальные ценности»

Дипломант 1 степени всероссийского шахматного фестиваля памяти А.Куликова

Дипломант 1 степени республиканского конкурса «Здоровое питание - активное долголетие»

Дипломант 3 степени муниципального этапа конкурса «Серебряный мяч»;

Дипломант 2 и 3 степени городского видеоконкурса юных чтецов и поэтов «Мы рождены для вдохновенья…»

Дипломант 3 степени городской акции «Ялта читает о Победе!»

Дипломант 2 степени муниципального конкурса «Первоцветы» 

Дипломант муниципального  проекта «Письма Победы»

Дипломант 1 и 2 степени муниципального этапа конкурса «Моё любимое стихотворение»;

Дипломант Городских Президентских игр по футзалу – 3 место, стрит-бол (юноши) – 3 место.

Дипломант 3 степени муниципального конкурса «Крым в моём сердце»

Дипломант 3 степени муниципального конкурса «Крымская жемчужина»

 

Один из корпусов школы в 2018 году признан объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации. 

       

Много интересного об устройстве образования в дореволюционной Ялте можно узнать ЗДЕСЬ .

И еще немного фото из истории Ялты  ЗДЕСЬ

 

В тексте в том числе использована информация с сайта http://oldyalta.ru

 

 
Дата последнего обновления страницы 28.11.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения